Месяц Шаабан

Месяц Шаабан

Месяц Ша’абан – месяц Пророка (мир ему)

Ша’абан – месяц Пророка (мир ему)
Месяц Ша’абан - второй в ряду трех священных месяцев, следующих друг за другом, которые высоко ценятся в нашей религии. Часто к названию этого месяца прибавляют слово Ťмуаззамť, т. е. Ťпочитаемыйť.

Всевышний Аллах создал его непосредственно для нашего Пророка (мир ему и благословение). В одном из священных хадисов сказано, что месяц Ша’абан – это месяц Пророка (мир ему и благословение): ŤМесяц Ша’абан предназначен для меня. Всевышний во всем своем величии повелел ангелам Арша: ŤО, ангелы мои, вы видели?! Мои рабы оказывают почет и уважение месяцу Моего Любимца. Своим могуществом, правом Своего величия Я ниспосылаю им прощение и отпускаю грехи ихť. Также Посланник Аллаха (мир ему и благословение) говорил: ŤПревосходство месяца Ша’абан над другими месяцами, как мое превосходство над остальными Пророкамиť. Поэтому мусульмане должны с особым трепетом уважать этот месяц и стараться проявлять усердие в поклонении Творцу.

Надо помнить, что за все хорошие деяния, совершаемые в этот месяц, воздаяние увеличивается в 70 раз, и они поднимаются к небесам без всяких препятствий. Поэтому наш Пророк (мир ему и благословение) многие из дней этого месяца проводил в посте. Однажды один из сподвижников спросил Посланника Аллаха (мир ему и благословение): ŤО, Пророк, я не видел, чтобы ты постился больше, чем в месяц Ша’абан?ť ŤВ этом месяце все дела возносятся к Аллаху. Я хочу, чтобы во время вознесения моих дел я постилсяť - ответил лучший из сынов Адама (мир ему и благословение).

Название месяца Ша’абан, по словам Пророка (мир ему и благословение), происходит от слова Ťташа’абаť, что означает Ťраспространениеť. В этом месяце распространяется добро. Человеку, который возвеличил месяц Ша’абан, страшась Аллаха, совершая обязательное, остерегаясь от грехов, Всевышний прощает все его грехи и сохраняет в течение года от бед и болезней.

Ша’абан содержит одну из основных высокочтимых ночей – Ночь Ба’арат (с 14 на 15 Ша’абана). В хадисах про Лейлят-уль-Ба’арат сказано: ŤКогда наступает 15 ночь месяца Ша’абан, проводите ее в молитвах, а днем, следующим после нее, поститесь. Обязательно Аллах спросит: ŤНет ли того, кто просит прощения - Я прощу. Нет ли того, кто желает увеличения своих средств и здоровья - Я даруюť. И это продолжается до самого утраť. В Ночь Бара’ат Священный Коран был низведен на Ляух-аль –Махфуз (Хранимая скрижаль).

В священный месяц Ша’абан нужно особенно много стараться совершить богоугодных дел. Большое значение в этой связи уделяется соблюдению поста в Ша’абан. Желательно поститься хотя бы три дня в начале месяца Ша’абан, три дня в середине (13, 14, 15) и три дня в конце. Тот, кто покинет этот мир после этого в течение года – умрет шахидом на пути Аллаха. А про того, кто будет держать пост только три дня Ша’бана Посланник (мир ему и благословение) говорит: ŤТому, кто в месяц Ша’абан будет поститься три дня, Всемогущий Аллах выделит место в Раюť. Особенно ценен пост 15 числа месяца Ша’абан. Также желательно как можно больше читать в этот месяц салават (приветствие и восхваление) для Пророка (мир ему и благословение): ŤАллахумма салли аля Мухаммад ва аля али Мухаммад васаллимť.

Уважаемые мусульмане, месяц Ша’абан дарован нам Всевышним и Всемогущим Аллахом как средство приближения к Нему, как средство искупления грехов. Целью же верующего является наилучшее служение и поклонение своему Творцу. Поэтому не ответить на призыв Аллаха и Его Посланника (мир ему и благословение) в этот месяц и не воспользоваться Его даром для мусульманина, который стремится к тому, чтобы Создатель был им доволен, недопустимо.

 
 
 
 
Вопрос:
Сунна ли поститься весь месяц Ша‘баан?

 

Ответ:

Аль-Хамду Лилляах (Хвала Аллааху)

Много поститься в месяце Ша‘баан – мустахабб (рекомендуемо, желательно).

Передано, что Пророк (Ĉалл Аллааху ‘Алейхи уа Саллям) обыкновенно постился весь месяц Ша‘баан. Ахмад (26022), Абу Даууд (2336), ан-Насаи (2175) и Ибн Мáджах (1648) передали, что Умм Салама (Ради-йАллааху ‘анхаа) рассказала: ŤЯ никогда не видела, что Пророк (Ĉалл Аллааху ‘Алейхи уа Саллям) постился два месяца подряд, помимо того, что он обыкновенно объединял Рамадаан и Ша‘баанť.

Согласно тексту, который передал Абу Даууд: ŤПророк (Ĉалл Аллааху ‘Алейхи уа Саллям) никогда не постился какой-либо месяц целиком, за исключением [месяца] Ша‘баан, который он присоединял к Рамадаануť. Аль-Албаани классифицировал как ĉахиих в ŤĈахиих Аби Дауудť (2048).

Очевидное значение этого хадииса таково, что Пророк (Ĉалл Аллааху ‘Алейхи уа Саллям) обыкновенно постился весь месяц Ша‘баан.

Но также передано, что Пророк (Ĉалл Аллааху ‘Алейхи уа Саллям) постился весь Ша‘баан за исключением нескольких дней.

Муслим (1156) передал, что Абу Салама сказал: "Я спросил ‘Аа'ишу (Ради-йАллааху ‘анхаа) о посте Пророка (Ĉалл Аллааху ‘Алейхи уа Саллям), и она сказала: 'Он постился, пока нам не казалось, что он будет поститься всегда, затем он не постился [до тех пор], пока нам не казалось, что он всегда не будет поститься, но я никогда не видела его постящимся в каком- либо месяце больше, нежели он постился в Ша‘баан. Он постился весь Ша‘баан, кроме нескольких дней.

Учёные разошлись во мнении, как согласовать между этими хадисами.

Некоторые из них сказали, что это имеет отношение к различному времени – в некоторые годы Пророк (Ĉалл Аллааху ‘Алейхи уа Саллям) постился весь Ша‘баан, а в другие годы он постился тот месяц всецело, помимо нескольких дней. Это мнение поддерживал шейкх ибн Бааз (рахима-хуллаах). См. ŤМаджмуу' Фатааа аль-шейкх ибн Баазť, 15/416.

Другие утверждали, что Пророк (Ĉалл Аллааху ‘Алейхи уа Саллям) никогда не постился какой-либо месяц полностью, кроме Рамадаана, и они объясняли хадиис от Умм Салама как означающий, что он постился весь Ша‘баан, кроме нескольких дней. Они сказали: ŤС точки зрения лингвистики (в языке) возможно, что, если человек постится большую часть месяца, можно сказать: ŤОн постился весь месяцťť.

Аль-Хаафиз сказал:

ŤХадиис от ‘Аа'иши (Ради-йАллааху ‘анхаа) объясняет то, что было сказано в хадиисе от Умм Салама, что он (Ĉалл Аллааху ‘Алейхи уа Саллям) не постился какой либо месяц целиком, кроме Ша‘баана, который он (Ĉалл Аллааху ‘Алейхи уа Саллям) присоединял к Рамадаану; это означает, что он постился большую его часть. Ат-Тирмизи передал, что ибн аль-Мубаарак сказал: ŤНа языке арабов можно – если человек постился большую часть месяца – сказать, что он постился весь месяц…ť.

Аль-Тыиби сказал: Ť[Это можно объяснить как означающее, что] он (Ĉалл Аллааху ‘Алейхи уа Саллям) иногда постился весь Ша‘баан, а иногда большую часть Ша‘баана, чтобы люди не думали, что поститься весь месяц – подобно Рамадаану – является обязательнымť.

Затем аль-Хаафиз сказал: ŤПервое мнение – правильноеť.

Другими словами, что Пророк (Ĉалл Аллааху ‘Алейхи уа Саллям) не постился весь Ша‘баан целиком. Он привёл в качестве свидетельства тому сообщение, переданное Муслимом (746) от ‘Аа'иши (Ради-йАллааху ‘анхаа), которая сказала: ŤМне неизвестно, чтобы Пророк (Ĉалл Аллааху ‘Алейхи уа Саллям) прочитывал за одну ночь весь Ķур’аан или проводил в молитве всю ночь до рассвета, или постился месяц полностью, кроме в Рамадаанť.

И он привёл сообщение, переданное аль-Букхаари (1971) и Муслимом (1157) от Ибн ‘Аббааса (рахима-хуллаах), который сказал: ŤПророк (Ĉалл Аллааху ‘Алейхи уа Саллям) никогда не постился ни один месяц полностью, кроме Рамадаанаť.

Аль-Синди сказал в своём комментарии к хадиису от Умм Салама:

ŤŤОн присоединял Ша‘баан к Рамадаануť означает, что он постился в обоих этих месяцах. Очевидное значение таково, что он постился весь Ша‘баан, но имеются сообщения, указывающие на нечто другое. Следовательно, это нужно понимать как означающее, что он (Ĉалл Аллааху ‘Алейхи уа Саллям) постился большую его часть, таким образом это было как если бы он постился весь месяц и присоединял его к Рамадаануť.

Спрашивается, что за причина, чтобы много поститься во время Ша‘баана?

Ответ таков:

Аль-Хаафиз сказал:

ŤПричина объясняется в сообщении, переданном ан-Насаа’и и Абу Дауудом, и которое ибн Кхузайма классифицировал как ĉахиих, согласно которому Усаама ибн Зайд сказал: ŤЯ сказал: ŤO Посланник Аллааха, я не вижу, чтобы ты постился в какой-либо месяц более, чем в Ша‘баанť. Он (Ĉалл Аллааху ‘Алейхи уа Саллям) сказал: ŤЭто месяц, в отношении которого многие люди небрежны, между Раджабом и Рамадааном. Это месяц, в который деяния людей возносятся к Господу Миров, и мне бы хотелось, чтобы мои деяния были вознесены, в то время как я пощусьť. Аль-Албани классифицировал как хасан (хороший) в ŤĈахиих ан-Насаа’иť, 2221ť.

И Аллааху ведомо лучше.
 

Нужно ли поститься пятнадцатого числа в Ша'баан, даже если хадиис' - да'ииф?
 
Вопрос:

Позволительно ли, даже после того, как узнал, что хадиис' является да‘ииф (слабым), следовать ему, в порядке выполнения праведных дел? Хадиис' сообщает: ”Когда Ша'баан на середине, проводите ту ночь в молитве и поститесь в тот день”. Пост соблюдается как добровольное действие поклонения Аллааху, каким является и провождение этой ночи в молитве (к‘ийаам аль-лейл).

Ответ:
 

Аль-хамду Лилляах

Во-первых:

То, что рассказывается о достоинстве молитвы, поста и поклонения пятнадцатого числа Ша'баана (аль-нусф мин Ша'баан), не подпадает под группу да‘ииф (слабые), скорее это подпадает под группу маудуу‘ (вымышленные) и баатил (ложные). Поэтому непозволительно следовать ему или действовать в соответствии с ним, проявляется ли это в выполнении праведных дел или во всём остальном.

Множество учёных постановили, что сообщения об этом были ложными, такие как Ибн аль-Джаузи в его книге аль-Маудуу'аат, 2/440-445; Ибн К'айиим аль-Джаузиййя в аль-Манаар аль-Мунииф, № 174-177; Абу Шаамаh аль-Шаафа'и в аль-Баа'ис‘ ‘аля Инкаар аль-Бида‘ уа‘ль'-Хауаадис‘, 124-137; аль-'Ираак‘и в Такхридж Ихйяа' ‘Улюум иль-Диин, № 582. Шейкх Аль-Ислам [Ибн Таймийя] сообщил, что существовало согласие по факту, что они являются ложными, в Маджмуу‘ аль-Фатаауа, 28/138.

Шейкх Ибн Бааз (Рахима-хуллааh) сказал в Хукм аль-Ихтифааль би Лайлат аль-Нусф мин Ша‘баан (Управление о праздновании пятнадцатого Ша‘баана):

Празднование ночи пятнадцатого Ша'баана (Лайлат аль-Нусф мин Ша'баан) посредством молитвы и т.д, или выделения этого дня для поста является предосудительной бид'а (новшеством) согласно большинству учёных, и в шарии‘а для этого нет никакого основания.

И он (Рахима-хуллаах) сказал:

О ночи пятнадцатого Ша'баана (Лайлат аль-Нусф мин Ша'баан) не существует ни одного сахиих хадииса. Все ахаадиис‘, которые были переданы о том – маудуу‘ (вымышленные) и да‘ииф (слабые) и не имеют никакого основания. В этой ночи нет ничего особенного, и для этой ночи не предписаны чтение К'ур"аана или молитва, в одиночестве или в собрании. То, что сказали об этом некоторые учёные как о нечто особенном - слабое мнение. Недопустимо выделять её для каких бы то ни было особых действий. Это - правильное представление. И Аллаах - Источник силы.

Фатаауа Исламиййя, 4/511.

______________________________________________

Известно, что Пророк (Čалл Аллааху 'Алейхи уа Саллам) очень интенсивно постился в месяц Ша'баан.

Усаама ибн Зайд (Ради-йаллааху ‘анхумаа) рассказал: ”Я сказал: ”О Посланник Аллааха, я не вижу, чтобы ты так постился в любой другой месяц, как ты постишься в Ша'баан”. Он сказал: ”Это месяц, на который люди не обращают внимание, между Раджабом и Рамадааном, а это - месяц, в который дела возносятся к Господу Миров. Я хочу, чтобы мои дела были вознесены, когда я пощусь”.” (Передал аль-Насаа'и, см. Сахиих аль-Тарг'ииб уа'ль-Тархииб, стр. 425)

 

 Фатва ?
Рекомендуется ли поститься весь месяц Ша‘баан?
  вопрос ?

Нужно ли поститься пятнадцатого числа в Ша'баан, даже если хадиис' - да'ииф?

Наш баннер

  Месяц Ша’абан   

 

Месяц Ша’абан

 
   
hhh